Триумф русского цветного камня

фабрикаПубликуем материал из газеты «Единая Россия». Опорный край»: https://cloud.mail.ru/public/QL4q/AJibX7bzK

Свердловская область отметила 295-летие камнерезного дела

В XVIII-XIX веках изделия ураль­ских камнерезов блистали на меж­дународных выставках и препод­носились в подарок правителям разных стран.

Публикуем интересные факты из жизни Екатеринбургской граниль­ной фабрики.

НАЧАЛО ИСТОРИИ

фабрика

26 июля 1726 года в самом сердце Екатеринбурга, рядом с Водонапор­ной башней была построена граниль­ная фабрика. В 1960-е годы здание фабрики было снесено, сегодня на этом месте расположен Историче­ский сквер.

Гранильная фабрика разместилась в Екатеринбурге по решению уральско­го горного начальства, так как имела большое значение для обеспечения императорского двора изделиями из камня. В непосредственной бли­зости от Екатеринбурга, в окрестно­стях Северского и Гороблагодатского заводов, были расположены место­рождения цветного камня, который использовался для гранильного про­изводства. Это позволило быстро на­ладить работу фабрики.

Главную роль в работе новой фа­брики сыграл шведский гранильный мастер Христиан Реф. Он был при­глашен одним из основателей Екате­ринбурга Василием Татищевым на русскую службу в 1725 году во вре­мя его путешествия по Швеции для знакомства со шведским металлурги­ческим и монетным производством. Христиан Реф также обучал русских мастеровых Екатеринбургского за­вода, что привело к формированию здесь целой школы камнерезного искусства.

В Екатеринбурге развивалось и ювелирное искусство, в том числе силами первого екатеринбург­ского ювелира Андрея Кузнецо­ва, которого Татищев пригласил в Екатеринбург из Тобольска. Он за­нимался изготовлением ювелирных украшений из старых серебряных монет со вставками из ограненных цветных камней.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Изделия Екатеринбургской граниль­ной фабрики не имели аналогов в Европе и во всем мире и до сих пор считаются предметом национальной гордости. Большие чаши, вазы, канде­лябры, торшеры, обелиски, колонны, столы и консоли долгое время сим­волизировали богатство российской правящей династии, неисчерпаемость недр России и искусство камнерезов. Основными материалами для этого служили разнообразные виды яшмы (орская, калканская), малахит, агаты, порфиры, родонит и т.д..

В середине XIX века изделия Ека­теринбургской камнерезной фабрики начали представлять на международ­ных промышленных выставках. В том числе – на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году.

«Колоссальные произведения Ека­теринбургской гранильной фабрики и Колыванских заводов, затмившие своими размерами все, что оставил нам в наследие древний классиче­ский мир…», – писали в газете «Пе­тербургские ведомости».

С этой Всемирной выставки и до Всемирной выставки в Париже 1900 года длился полувековой триумф русского цветного камня.

ИМПЕРАТОРСКИЕ ПОДАРКИ

Многие изделия Екатеринбургской гранильной фабрики преподносили в качестве подарков от имени рос­сийской императорской семьи иностранным правителям и чле­нам их семей, а также знатным вельможам. Они превратились в символ статусности, подтверж­дение дружеских намерений и выражение благорасположения императорской фамилии.

В 1827 году королю Велико­британию Георгу IV была пода­рена малахитовая ваза формы Медичи с ручками из золочёной бронзы, на высоком малахито­вом постаменте, украшенном накладными государственны­ми гербами Англии и России из позолоченной бронзы (сейчас ваза находится в Королевских коллекциях – Сент-Джеймский дворец, Великобритания).

Позже, в 1844 году, королю Нидерландов Виллему II в честь коронации по повелению им­ператора Николая I была пре­поднесена большая квадратная ваза, набранная малахитовой мозаикой на Екатеринбургской гранильной фабрике. Это зна­чительное произведение было исполнено по специальному проекту 1839 года, который хранится в Госу­дарственном архиве Свердловской области. Благодаря сохранности эски­за мы можем представить себе облик этой чаши, местонахождение которой в настоящее время неизвестно.

В 1855 году по распоряжению им­ператора Николая I в подарок королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV в связи с его 60-летием была направ­лена ваза формы Медичи из родо­нита. В настоящее время она экспо­нируется в «Малахитовой комнате» Оранжерейного дворца в собрании Прусских дворцов и парков (Берлин – Бранденбург, Германия).

Уникальным шедевром мирового камнерезного искусства до сих пор считается карта Франции, которая была изготовлена на Екатеринбург­ской гранильной фабрике специаль­но для Всемирной выставки 1900 года в Париже. Работа над ней шла почти три года. Подбором камней, каждый из которых олицетворя­ет один из французских кантонов, занимался один из самых опытных камнерезов Екатеринбурга, знаме­нитый уральский горщик Данила Зверев. Реки на карте были сдела­ны из платины, города – из драго­ценных камней.

По итогам Всемирной Парижской выставки карта получила высшую награду, а директор гранильной фа­брики Василий Мостовенко – Коман­дорский крест Почётного легиона. Позднее царь Николай II решил пода­рить карту Французской Республике. Изделие уральских камнерезов было выставлено в Лувре, а в настоящее время находится в Музее геодезии и картографии Франции, в замке Ком­пьени. Копия карты, изготовленная уральскими камнерезами на рубеже XX-XXI веков, хранится в Свердлов­ском областном музее ювелирного и камнерезного искусства.

В 1915 году один из последних императорских подарков дома Ро­мановых был отправлен в Японию императору Ёсихито по случаю его вступления на трон. Подарок должен был подчеркнуть особое отношение к главе союзного государства в раз­гар Первой мировой войны. В каче­стве монаршего подарка выступила изготовленная на Екатеринбургской гранильной фабрике монументаль­ная чаша из родонита на пьедестале из тёмного мрамора. Диаметр 140 см. и высота с пьедесталом более 160 см. являются почти рекорд­ными для такого рода предметов из родонита, исполненных на им­ператорских гранильных фабриках. Благодаря этому чаша оказалась в центре внимания на выставках в Чикаго, Стокгольме, Париже и Лье­же, Милане.

фабрика 2

ЗАКАТ ЭПОХИ

В 1917 году Екатеринбургская гранильная фабрика, как и другие предприятия Екатеринбурга, была национализирована. Три года пред­приятие не работало, а позже было включено в состав треста «Урал­золоторуда». Через несколько лет предприятие было переименовано в фабрику «Русские самоцветы» и начало работу по изготовлению кам­нерезных изделий широкого потре­бления – пепельниц и чернильниц, пресс-папье и подставок под пере­кидные календари, всевозможной сувенирной продукции.

В 1935 году Свердловская граниль­ная фабрика «Русские самоцветы» по­лучила правительственный заказ на огранку самоцветов для рубиновых звёзд Московского Кремля. В заказ вошло около 7 000 камней весом от 200 и более карат. Фабрика выпол­нила работу всего за два месяца, с опережением плана.

Сегодня регулярно на различных площадках города проводятся вы­ставки и ярмарки изделий уральских (и российских) мастеров, и неизмен­но они привлекают внимание боль­шого числа горожан и гостей города. Например, 21 мая 2021 года в Музее ювелирного и камнерезного ис­кусства открылась (и продлится до 5 сентября 2021 года) всероссийская выставка каменной пластики «Рос­сия в камне», посвященная 295-ле­тию камнерезного дела на Урале. Там можно увидеть изделия всемирно из­вестных мастеров.

Подготовила заведующая отделом публикаций и использова­ния документов Государственного архива Свердловской области Ольга Никоян