Муниципалитеты должны активировать внутренние ресурсы для развития территорий

Якимов В.В.Бюджетная политика Среднего Урала на 2016 год предполагает, что субсидии из областной казны не должны быть основным источником доходов территорий. Поэтому муниципалитетам необходимо максимально развивать микроэкономику, малый и средний бизнес, расширять инвестиционную активность. О том, есть ли у малых городов сегодня такая возможность, какие риски при этом следует учесть, почему важно воспитывать у людей «чувство собственника» и зачем нужен региональный закон «о доходных домах», — наш разговор с вице-спикером Законодательного Собрания, экс-мэром Каменска-Уральского с 12-летним стажем Виктором Якимовым.

Виктор Васильевич, вы курируете комитеты по промышленности, инновационной политике и предпринимательству и по развитию инфраструктуры и жилищной политике, — на что направлены новеллы в областном законодательстве? 

Виктор Якимов: Только за последнее время в этих сферах приняты десятки законов.

Если говорить в общем, то они нацелены на повышение инвестиционной привлекательности региона, импортозамещение, создание условий для развития бизнеса. Наш депутатский созыв работает в период кризиса, а значит, нужны новые — антикризисные — меры. Но мы должны понимать, что любой кризис — это и время новых возможностей. Каждый субъект экономики, хозяйствования должен осознать, что открываются новые рынки, перспективы. В рамках санкций необычайно важно импортозамещение, особенно на Среднем Урале, где повышена концентрация промышленности. Огромный российский рынок нужно закрывать отечественными аналогами импортных товаров.

Приведу аналогию. В 1996 году, став мэром Каменска-Уральского, я принял город в очень сложном состоянии, долги за топливно-энергетические ресурсы были больше бюджета, людям по девять месяцев не выплачивали зарплату. По сути это был город-банкрот. Но мы вышли из кризиса за счет внутренних ресурсов, стали развиваться, подготовили город к 300-летию, в том же тяжелом году ввели бесплатный проезд для всех ветеранов и пенсионеров. В городе выросло до десятка крупных предприятий и сотни мелких, открылись местные торговые сети, которые активно были вовлечены в государственно-частное партнерство (ГЧП). А сегодня, кстати, крупные сетевики, приходя в малые города, практически никак не участвуют в развитии территории, лишь вытягивают у населения доходы. Поневоле задумаешься, а стоит ли им содействовать?

И сейчас, повторю, ситуация непростая, но не фатальная. На мой взгляд, сегодня каждому муниципалитету необходима программа, призванная выявить и реализовать внутренние ресурсы территории. Одним из решений может стать развитие государственно-частного партнерства. Сегодня от руководителей предприятий зависит далеко не все, поэтому необходимо предлагать владельцам, акционерам конструктивные планы их участия в развитии города. Важно создавать для бизнеса условия, только тогда у власти появляется моральное право вовлекать их в ГЧП.

Есть ли опасения, что рекомендация из бюджетного послания не полагаться на областные субсидии, а заняться пополнением собственной доходной базы осложнит положение муниципалитетов?

Виктор Якимов: Нет. Законодательной и исполнительной власти приходится сообща участвовать в решении проблем территорий. Например, мы помогли металлургическому заводу Каменска-Уральского в обеспечении кредитом в размере 23 миллиардов рублей на строительство стана холодной и горячей прокатки. В 2015 году на ремонт и содержание улично-дорожной сети городу выделили 72 миллиона рублей. На согласительных процедурах бюджета-2016 рассматриваем вопрос дополнительно к нормативам увеличить финансирование города еще на 100 миллионов рублей.

Но в то же время внешняя помощь расслабляет и не побуждает территории развиваться.

Поэтому в качестве одной из стимулирующих мер мы приняли на осенней сессии закон, согласно которому в 2016 году муниципальным образованиям передадут 15 процентов поступлений от упрощенной системы налогообложения, что побудит города развивать самозанятость, малый бизнес.

Каким видят областные законодатели будущее промышленных городов?

Виктор Якимов: Расскажу на примере Каменска-Уральского. Это город с очень высокой концентрацией промышленности, который старается развиваться согласно ориентирам, обозначенным президентом: выйти на высокие показатели производительности, конкурентоспособности. Я не знаю, почему ему присвоили статус «моногорода», — экономика там, напротив, многоотраслевая. Уверен, что у него прекрасное будущее: стартует электролизное производство на уральском алюминиевом заводе, уже запущен стан холодной прокатки на металлургическом предприятии, ведется монтаж и строительство стана горячей прокатки, — это выход на совершенно новые виды конкурентных продуктов, на большие объемы производства.

Но эти процессы неизбежно приведут к значительному высвобождению рабочих рук. Не надо ждать, когда это случится. Местные власти уже сейчас должны готовить базу для перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавать в будущем социальной напряженности. Это касается многих других промышленных городов.

Вы выстраиваете взаимодействие между Заксобранием, Госдумой и Советом Федерации, расскажите об этой работе?

Виктор Якимов: Региональные депутаты активно участвуют в формировании федерального законодательства. Мы взаимодействуем с парламентами других субъектов: если инициатива поддержана более чем 50 регионами, она рассматривается на всероссийском уровне. Так, мы принимали участие в разработке федеральных законов о патентной системе налогообложения, о развитии народных промыслов, многих социальных законов, в том числе «Об образовании РФ», «О здравоохранении РФ». Регулярно направляем депутатов на парламентские слушания в Госдуму, где они представляют позицию, выработанную на площадке нашего Заксобрания.

Законодательство, как живой организм, находится в постоянном изменении. К депутату очень редко обращаются по вопросам нормотворчества, в большинстве случаев люди идут к нам со своими частными бедами. Но именно эти обращения во многом и формируют законотворческую повестку, позволяют находить системные проблемы. Поэтому, выходя с инициативами на федеральный уровень, мы практически всегда опираемся на запросы населения: очень внимательно относимся ко всем обращениям, анализируем их и принимаем меры, необязательно законодательного плана.

Например, сегодня много нареканий вызывает реализация программы капремонта: претензии есть и к фонду, ответственному за ее реализацию, и к подрядчикам. С другой стороны, мы должны воспитывать у граждан чувство собственника, хозяина: люди должны принимать активное участие в формировании сметы, осуществлять тесный контакт с подрядной организацией, с управляющей компанией, контролировать работы. Наша задача — популяризировать возможности, которые открывает действующее законодательство в сфере ЖКХ, чтобы граждане четко понимали свои обязанности и права.

В вашем активе — принятие федерального закона о некоммерческом найме жилых помещений (рабочее название — «о доходных домах»). Сейчас активно разрабатывается аналогичный региональный законопроект. В чем его актуальность?

Виктор Якимов: Этот закон дал застройщикам возможность получать земельные участки в аренду по цене земельного налога при условии, что на специальном аукционе за наем жилья будет предложена наиболее низкая ставка. Проблема в том, что сегодня в России строят жилье только на продажу, но половину квартир не могут продать, так как купить жилье есть возможность далеко не у всех россиян. Даже ипотеку при зарплате меньше 40 тысяч рублей получить проблематично. Средний заработок в Свердловской области 30,5 тысячи рублей, а доход на жителя еще ниже. Поэтому естественно, что у значительной части населения просто нет возможности улучшить свои жилищные условия. Наемное жилье позволяет определенным образом решить эту проблему.

Разрабатывая областной законопроект, мы должны предложить систему, оптимальную для нашей территории. Предполагаем, что новая концепция оживит рынок жилья, даст сотни тысяч рабочих мест для местных строителей и производителей материалов. Мы проанализировали исторический опыт России: до революции все города застраивались доходными домами разного уровня — под разные потребности и разный кошелек. Мониторинг европейской практики показал, что более 80 процентов населения в городах живет по найму и даже не мечтает купить жилье. Это увеличивает миграционные возможности людей, позволяет свободнее переезжать из депрессивных территорий в развивающиеся, дает многим шанс реализовать свой потенциал. Региональный законопроект разрабатывает правительство Свердловской области совместно с депутатами, и мы надеемся, что в ближайшее время он будет внесен для принятия на Законодательном Собрании.

Текст: Дарья Сергеевна Кезина