Должны ли НКО сами зарабатывать деньги на благотворительность?

НКО: кто должен платить за милосердие?k_p

 

Эксперт о проблеме

 

Копнов Виталий Анатольевич, профессор, д.т.н., директор департамента Инноваций и предпринимательства Института госуправления и предпринимательства УрФУ:

  — «НКО должны сами научиться зарабатывать деньги на свою благотворительную деятельность, обучившись социальному предпринимательству»…Читать в формате pdf
НКО: кто должен платить за милосердие?

 v_k_Эксперт о проблеме
 
Копнов Виталий Анатольевич, профессор, д. т. н., директор департамента Инноваций и предпринимательства Института госуправления и предпринимательства УрФУ:
 
   — НКО должны сами научиться зарабатывать деньги на свою благотворительную деятельность, обучившись социальному предпринимательству. К такому мнению все больше склоняются экономисты, специализирующиеся в области предпринимательства. Ученые считают, что до тех пор, пока НКОшники не превратят свою деятельность в предпринимательскую, они не смогут стать лидерами общественного развития и полноценно реализовать заявляемые ими миссии по улучшению качества жизни. В частности, не будут достигнуты желаемые результаты в области оказания помощи социально незащищенным слоям населения и защиты окружающей среды.

 

   Причина бесперспективности созидания добра за государственные деньги заключается, прежде всего, в неизбежном возникновении коррупционной составляющей. Это проявляется в раздувании бюрократического аппарата при распределении денег и склонности их нецелевого использования. Зачастую государство специально создает некоммерческие структуры, преследуя свои, а не общественные, интересы. Использование НКОшниками государственных денег ведет к снижению доверия со стороны общества, которому зачастую не понятно, каким образом выставляются приоритеты в финансировании тех или иных проектов. Так произошло, в частности, с благотворительным концертом фонда «Федерация» в Санкт-Петербурге, когда организаторам не удалось убедить общественность, что собранные деньги действительно пошли на помощь больным детям.

 

  Важным фактором для принятия решений, требуется ли государственная поддержка общественным инициативам, является масштаб событий. Если это чрезвычайное событие, подобное лесным пожарам или наводнению в Крымске, то государство, несомненно, должно использовать свои ресурсы для преодоления последствий катастроф. Если же дело касается помощи конкретному заболевшему ребенку, то здесь быстрое и адекватное решение найдет местное сообщество.

 

  Важным представляется привести результаты проведенных исследований среди представителей некоммерческих организаций Уральского и Приволжского регионов, которые свидетельствуют о неготовности большинства из них (82%) овладеть предпринимательскими навыками. В их сознании укоренена установка, что милосердие не может твориться за деньги, и человек, сосредоточенный на зарабатывании, не способен созидать добро. Респонденты выражают укор в сторону государства о том, что оно не заботится о «простых людях» и не выделяет общественникам достаточно денег для реализации их миссий. Являясь лидерами общественного мнения и продвигая подобные идеи, НКОшники подрывают репутацию государства, становясь, тем самым, инициаторами социальных конфликтов.

 

  Выход из сложившейся ситуации заключается в разворачивании дискуссии относительно новой социальной роли НКО в процессах социально-экономического развития и создания специализированных образовательных программ по социальному предпринимательству.

 

(«Российская газета-Экономика УрФО» №275 (5948)

 

Ccылка на версию «РГ»: http://www.rg.ru/2012/11/29/reg-urfo/ekspert.html