О кризисе делового образования в мире и «русском проекте»

Банных Олег Васильевич, управляющий партнер "Западно-Сибирского проектного центра"  

Кейсы без толку

Банных Олег Васильевич, управляющий партнер «Западно-Сибирского проектного центра», член Ассоциации выпускников Президентской программы Свердловской области:— «Выдающиеся русские управленцы выходили именно из «русских проектов. Это когда нужно сделать что-то небывалое, как делать, никто толком не знает, при этом «немец» уже «под Москвой», а позади — «заградотряд»…»

— Низкое качество подготовки управленцев в российских бизнес-школах — следствие не столько юного состояния наших управленческих кафедр и образовательных программ, сколько выражение общего кризиса делового образования в мире.


  Основа этого кризиса проста: нельзя освоить менеджмент, сидя в аудиториях бизнес-школ, ибо управлению учит жизнь, а не профессора.

  В бизнес-школах «реальный опыт управления» передается через прорешивание слушателями массы типовых проблемных ситуаций из жизни («кейсов»). 

  Считается, что чем больше кейсов, скажем, из жизни воротил чикагских скотобоен человек прорешает, тем более успешно у него пойдет скотобойный бизнес где-нибудь под Рязанью… Проблема здесь даже не в нашей извечной и странной убежденности, что в России можно установить управленческие порядки по европейско-американско-китайскому образцу, а в том, что кейсы даже из жизни среднерусских предпринимателей мало чему могут научить.

  Для реальной подготовки управленца ему нужны не кейсы чужого опыта, а полное включение его в живое дело со взятием на свои плечи реальной ответственности. Есть такое понятие — «русский проект». Это когда нужно сделать что-то небывалое, как делать никто толком не знает, при этом «немец» уже «под Москвой», а позади — «заградотряд». Не знаю, к счастью или несчастью, но в нашей истории именно в таких условиях люди учились делать дела и, похоже, по другому у нас не выходит…

  Выдающиеся русские управленцы выходили именно из «русских проектов»: когда строили транссиб за 10 лет, перемещали в войну половину заводов страны с запада на восток за полгода, превращали болота Сибири в мировую энергопровинцию за две пятилетки… Поэтому наша особенность  в том, что основным «заказчиком» на проекты должно быть государство. Нынешний частный бизнес большей частью только копирует чужие бизнес-модели, что и дает надежду бизнес-школам, натаскивающих своих слушателей на опыт чужой жизни.

  Опыт подготовки специалистов для реализации «русских проектов» освоен в известной «системе физтеха». Основатели МФТИ, осмыслив элементы английской системы тьюторства, предложили создать принципиально новую для России модель образования. В ее основе — обучение будущих инженеров через участие студентов в реальном и сложном проекте, под руководством мэтра… Именно этот опыт лежит в основании развиваемых в последние годы в нескольких образовательных центрах России курсов подготовки управленцев, один из которых так и называется — «гуманитарный физтех».

  Возможно все это вырастет в мощное древо российской управленческой школы, и она, если не заменит, то потеснит господствующую ныне гарвардскую традицию бизнес-образования, которой мы платим неприлично большую дань..

  Еще одна проблема бизнес-образования в том, что оно само является бизнесом и потому вынуждено постоянно сочинять все новые и новые теории и курсы, которые легко всучить нашему не очень искушенному в науках предпринимателю. Преодолевается такое «творчество» тем же проектным подходом: реальное дело ставит человека перед лицом конкретных проектных задач и он требует от бизнес-школ не дипломов и веселого общения, а живых знаний и действующих инструментов.

ноябрь 2012

«Российская газета-Экономика УрФО» 

Ссылка на версию «РГ»: http://www.rg.ru/2012/11/08/reg-urfo/ekspert.html