5 апреля 2013 г. в Екатеринбурге в Доме Художника состоялось открытие Персональной выставки Гусева Леонарда Александровича

gusev  5 апреля 2013 г. в Доме Художника по адресу: г.Екатеринбург Куйбышева, 97 состоялось  Открытие Персональной выставки Гусева Леонарда Александровича (1929г.р.), художника, представителя русской школы живописи, мастера-монументалиста.

   Материалы об Открытии Персональной выставки были любезно предоставлены Председателем Правления Свердловского регионального отделения общественного «Международного фонда славянской письменности и культуры» Прохоренко Владимиром Николаевичем, членом ВТОО «Союз художников России», Президентом ЕОФ «Художественный фонд».

Конт. тел. (343) 245-18-53 сот. +7-904-986-18-45

E-mail: slavfond_ek@mail.ru

  Леонард Александрович Гусев принадлежит к послевоенному поколению художников, которые стали свидетелями того, как наш народ в 50-е годы, осознав свое значение победителя, стремился к созиданию, жаждал мирного труда, тишины, рождения детей… Пафос выстраданной радости бытия освещал деяния людей.

   Гармония, свет, красота, осененные годами военного преодоления, стали основным тоном творчества многих художников, в том числе и Леонарда Гусева. Сегодня ему 83 года, он талантливый монументалист и живописец и полон творческого горения.

Совсем недавно, как автор и руководитель творческих групп художников, он закончил роспись плафонов потолка в новой постройке вокзала. Холл банкетных залов «Космос» украшает его флорентийская мозаика «Чаепитие в космосе». А в доме культуры «Эльмаш» можно видеть сотканный по его эскизу занавес «Музы».

Монументализм сказывается и в его живописном творчестве. Особенно в жанре пейзажа, героем которого стала суровая красота уральского ландшафта. Он любит животворную силу Урала, которую передает в торжестве лесных далей, в горном величии и в тихой радости перелесков. Он воспевает природу правдиво и возвышено одновременно.

Когда смотришь, друг за другом ряд его пейзажей, понимаешь, что каждое изменение в природе его волнующее, он спешит перенести на холст. А, перенося, легко компонует, строит вид, цветом до конца прописывает важную часть композиции, а остальное оставляет в обобщенном написании в той пропорции холста, которая не мешает уже явленному образу. Картина может быть не завершена в последней прописи, но внутреннему видению художника она ясна. Окончена может быть после. Такие работы имеют право быть и на выставке. Через них мы понимаем как много у художника замыслов.

Простор — его главная связь с природой. В большинстве его пейзажных композиций присутствуют прозрачные, зовущие дали: как в картинах «Сумерки» (2003 г.) с таинственностью заката сиренево-рыжеватых тонов; как «Просека» (2006 г.) с прорывом неба тонких сочетаний цвета сквозь зимний лес или «Дорога на покос» (2007 г.) с небесной далью звучной синевы, уходящей за горизонт. Или совсем необъятные развороты пространств в пейзажах: «Июль. Полдень» (2012 г.), «Поздняя осень на Чусовой» (2003 г.), «Тихий вечер» (2011 г.). В этих работах ярче всего выражена самая сильная сторона его таланта монументально-композиторская, которая сплавляет в произведениях натурную и художественную правду. Среди его пейзажей есть лирические, камерные виды «Снегири» (2013 г.) и поэтическо-песенные робкого весеннего оптимизма «Начало весны» (1990 г.). А есть и эпического звучания с бескрайним зимним простором «Старо-Уткинсий пруд» (1988-2011 г.г.). Бескрайность в этом пейзаже усиливается композиционно: контрастом белого поля льда и скал на переднем плане, которые живописно выращены пластикой цвета и живут образно мощно.

В творчестве Леонарда Александровича значительное место занимают жанры портрета и натюрморта. Он любит писать цветы и видит в них особую фантастически разнообразную волнующую красоту, которую имеет возможность наблюдать и чувствовать, близко проводя большую часть жизни в деревне. Часто пишет сирень, любит её постоянно меняющиеся оттенки. В его букетах сирени видится разное настроение автора. Один букет строгий в классической центровой композиции, с красивой собранной массой ветвей, этакий аристократ. Другой – весь в движении, как под порывом ветра распался в вазе, радостно-задорного настроения, чему соответствует слегка бравурная проработка фона. Оба передают восхищение перед красками природы, оба прекрасны по передаче роскоши цветения и любованию художника этой роскошью. В отличие от сирени в натюрморте с полевыми цветами больше тишины и нежности, а ваза с пионами — царствует.

В композиции «К пиву» художника интересовало само сочетание предметов, их цветовая пластическая связь, праздник красок застолья в богатстве отражений и рефлексов форм. А «Натюрморт с самоваром» — самый программный. С национальным подбором предметов, которые своим предстоянием на столе со светлой скатертью и вышитым полотенцем отражают домашнюю уютность, теплоту и даже невидимую семью, которая, кажется, вот-вот появится у стола.

Иногда художник кадрирует натюрморт прямо в природе. Такова «Вечерняя сирень» — её ветви большой живой массой запечатлены художником на фоне заката. Таковы и «Цветы в огороде» крупным планом светло и радостно даны художником на фоне далекого леса. И пейзаж, и натюрморт, соединенные вместе, запечатлели момент любования автора. В последнее время художник пробует «открытый» цвет в композициях «На веранде» и «Натюрморт с арбузом».

В творчестве художника значительное место занимает и жанр портрета. Перенося своих героев на холст, не отступая от правды натуры, художник стремится передать образ человека не только точным выразительным рисунком, но находит для каждого свою мелодию жизни. В музее изобразительных искусств Екатеринбурга есть прекрасный портрет конструктора Уралмашзавода Михаила Анфимова. Он написан Гусевым в 1960 году. Быть может это заказной портрет — было такое государственное дело в советское время. Но как он не формален, с каким авторским интересом он создан. Фигура конструктора четким силуэтом, весомо читается на светлом фоне окна. Конструктор не позирует, а погружен в работу и застигнут автором в позе сосредоточенно размышляющего человека. Художник уловил внутренне волевое движение, сидящего около чертежей конструктора. В 1980 году Гусев написал портрет передовика производства Б. Матюшина. Тоже образ с внутренним достоинством, с добродушным характером улыбчивого, с лукавинкой в глазах человека. Оба портрета прекрасной живописи и составляют социальную пару людей советского времени поднявших страну из руин в космос.

Духовное начало в личности портретируемого для художника всегда составляло главную задачу. И очень ярко она воплотилась в портрете жены 1983 года. По человеческому достоинству и интеллектуальной наполненности он напоминает портрет жены Ивана Крамского с разницей живописного письма – светотеневого и пластического, и с разницей фона. Облику Ларисы Михайловны светлый оптимизм придает прозрачно-воздушный фон. Но у того и другого красота натуры облагораживается и возвышается в авторских глазах душевным строем героини. Хороши также портреты молодой девушки – открытой, светлой юности «Ожидание» (2011 г.) и «Уралочка» (1991 г.) в которой акцентируется типаж современницы, что звучит и в самом названии.

Во всех трех жанрах художник Гусев Л.А. сознает себя и является продолжателем традиции русского реализма в искусстве. Это касается не столько выразительности средств живописи, сколько цели творчества. Свет, добро, красота, достоинство, любовь и радость бытия – то чем живет в своем творчестве мастер.

hlebnikova

Людмила Юрьевна Хлебникова, искусствовед,

член Правления Свердловского отделения общественного

«Международного фонда славянской письменности и культуры»,

член Союза Художников России

Материалы об Открытии Персональной выставки Л.А. Гусева (статья, фотографии) нам были любезно предоставлены Владимиром Николаевичем Прохоренко, Председателем Правления Свердловского регионального отделения общественного «Международного фонда славянской письменности и культуры», членом ВТОО «Союз художников России», Президентом ЕОФ «Художественный фонд».

Конт. тел. (343) 245-18-53; +7-904-986-18-45

E-mail: slavfond_ek@mail.ru

33 44 11
88 77 99
gusev3 gusev4 gusev5
olga gusev10 uralochka
ural zakat poet